Главная » Статьи » ДЭБЦ |
Технологии проведения учебного занятия Учебное занятие – основной элемент образовательных отношений в дополнительном образовании, но на современном этапе существенно меняется их форма организации. Главное не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний. Превратить учебное занятие в технологичное педагогу помогает:
· четкое, поэтапное объяснение на высоком уровне учебного материала или обучение практических действий; · установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний.
· реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей). Технология проведения учебного занятия, построенного в соответствии с теорией общего развития (Л.В. Занков) включает: · ознакомление детей с планом занятия и объяснение нового материала; · выделение основных терминов и правил, оформление конспекта занятия; · выполнение практических и творческих заданий с помощью алгоритмов и образцов; · выполнение творческих заданий для развития интереса к определенному виду деятельности. Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения (И.Унт) предполагает несколько этапов: Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается в детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно. Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодится и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие. Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам. Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии. Технология проведения учебного занятия в соответствии с теорией проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер): · ознакомление обучающихся с планом занятия и постановка проблемы; · дробление проблемы на отдельные задачи; · выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала; · анализ полученных результатов, формулировка выводов. Групповая технология складывается из следующих элементов: · постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы; · планирование работы в группах;
· обсуждение результатов; · сообщение о результатах; · подведение итогов, общий вывод о достижениях.
Технология построения учебного занятия в соответствии с теорией педагогики сотрудничества: · ознакомление обучающихся с будущими результатами занятия и объяснение практического значения учебного материала; · составление крупных блоков основного содержания учебного материала; · дифференциация учебного материала для свободного выбора обучающимися заданий (при сохранении обязательного минимума), исключение принуждения в обучении и воспитании, свободный выбор уровня сложности; · повторение приемов и алгоритмов выполнения творческих заданий; · выполнение практических и творческих заданий с применением игровых и групповых форм работы, с использованием активных методов обучения; · самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии; · выполнение заданий по культуре поведения, по воспитанию нравственности и т.п. Технологическая цепочка группового творческого воспитательного дела (И.П. Волков, И.П. Иванов):
· Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.). · Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (Коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта). · Коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана. · Собственно деятельность (высокий культурный уровень). Осуществление разработанного плана. · Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить? · Результаты коллективного дела. Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов: · Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации). · Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза). · Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
| |
Просмотров: 2871 | Комментарии: 7 | |
Всего комментариев: 0 | |