Главная » Статьи » ДЭБЦ |
Работа с детьми и подростками по предупреждению употребления ПАВ (в помощь педагогу) Профилактики зависимостей. Первичная профилактика – форма просветительской работы, которая направлена на тех, кто не имеет опыта употребления ПАВ. Вторичная профилактика – форма комплексного активного взаимодействия специалистов с теми, кто имел опыт употребления, но это были единичные случаи. Третичная профилактика – форма сложной социально-медицинской помощи тем, кто употребляет ПАВ в системе, реабилитационный комплексный процесс. Целью первичной профилактики является создание системы информационно - пропагандистской работы с детьми и родителями по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни. Задачи первичной профилактики употребления ПАВ: Развитие социальной и личностной компетентности: - способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей; - формировать у детей психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, критического мышления; - повысить самооценку детей; - сформировать установку на «ведение здорового образа жизни». Выработка навыков самозащиты: - формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ; - информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ. Предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений: - обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ; - сформировать навыки регуляции эмоций. Таким образом, основные задачи предупреждения развития вредных привычек у младших школьников - разъяснение пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения правильного здорового образа жизни и несовместимости с этим употребления ПАВ. Факторы, определяющие особенности профилактической работы с учащимися начальных классов. -Учитель - непререкаемый авторитет для младших школьников. Поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения, отношение к тому или иному предмету оказывают воздействие на учащихся. Негативное мнение учителя о курении, приеме алкоголя и наркотиков особенно среди подростков и молодежи, должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на авторитетные для ребенка мнения. - Младшие школьники обычно воспринимают мир в полярных категориях: "хорошо - плохо", "правильно – неправильно", "плохой человек - хороший человек" и т.п.Поэтому все, связанное с вредными привычками, в том числе табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков, должно в сознании ребенка облачаться в "одежды темного цвета", Противопоставляться всему светлому, доброму, приятному, полезному. - Образность мышления ребенка позволяет ему увидеть то, что говорит учитель, взрослый, более ярко, фантастично, сказочно. Стимуляция представлений ребенка - важный элемент его воспитания и развития. Рассказывая младшему школьнику о чем-то, учителю, родителю надо периодически делать паузы, давать ученику возможность самому представить тот или иной образ. - учащихся младших классов почти отсутствует ощущение определенной "разорванности" картины мира, к которому приводит свойственная основной и старшей школе предметная разобщенность. Поэтому учителю, родителям предоставляется больше возможностей связать курение, как и другие вредные привычки, со всем, что воспринимается ребенком в негативном контексте. - Склонность ребенка к игре обусловливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов работы, касающихся профилактики употребления ПАВ. -Большая, чем у старшеклассников, связь младших школьников с родителями определяет возможности использования этого пути для формирования негативного отношения к употреблению ПАВ. Содержание работы. Первичная профилактическая работа с младшими школьниками состоит из двух блоков. Информационно-просветительский блок проводится в образовательном учреждении и включает в себя работу с детьми и их родителями или другими значимыми лицами. Работа проводится в рамках учебной деятельности, на тематических часах, на родительских собраниях. Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера. Практический блок Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое самовыражение детей, педагогов и родителей: -тренинги, практические семинары, -родительские собрания и конференции, -игровые занятия, ролевые игры, -спортивные соревнования, -праздники здоровья, -выпуск плакатов о здоровом образе жизни, -выставки творческого самовыражения: сочинения, рисунки, поделки, -использование наглядных пособий, - индивидуальные консультации среди детей, педагогов и родителей. Работа с подростками по предупреждению употребления ПАВ. В подростковой среде необходимо сделать акцент на формирование личностного иммунитета к соблазну употребления ПАВ, предупредить возникновение желания к их употреблению. Данное положение дел требует комплексной первичной профилактики употребления ПАВ, т.к. отсутствие целостной научно обоснованной системы профилактики аддиктивного поведения, в первую очередь среди учащихся, не позволяет оказывать адекватное противодействие этим негативным явлениям. Первичная профилактика потребления ПАВ должна быть направлена на предотвращение аддиктивного поведения подростков – потенциальных и реальных потребителей алкоголя, наркотических и токсических веществ. Родители, педагоги, медицинские работники и общественность должны стать наиболее активными субъектами профилактики отклоняющегося поведения и употребления ПАВ подростками. Успешная профилактика ПАВ связывается исследователями с наличием положительных социально-психологических навыков. Эти навыки обеспечивают умение отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, дружить, выражать правильно свои чувства. Дети подражают поведению друг друга. Наибольшее влияние на установки и поведение детей оказывают сверстники. Это влияние может быть позитивным и негативным, особенно в употреблении алкоголя, курения и наркотиков. Многочисленные исследования дают основание полагать, что одной информации для изменения поведения недостаточно. Дети и подростки должны приобрести знания для того, чтобы самостоятельно критически мыслить и правильно строить поведение. Содержание работы. Первичная профилактическая работа состоит из двух блоков. 1. Информационно-просветительский блок проводится в образовательном учреждении и включает в себя работу с детьми и подростками и их родителями или другими значимыми лицами. Работа проводится в рамках учебной деятельности в рамках изучаемых предметов: окружающего мира, литературы, физкультуры, истории, ОБЖ, химии, биологии, классных часов, на родительских собраниях. Возможно, в рамках развития социального партнерства привлечение медицинских работников, работников правоохранительных органов и др. заинтересованных людей. Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера. 2. Практический блок включает в себя несколько этапов: Диагностический. Проведения мониторинга в школе. Основные методы работы на данном этапе: тестирование, анкетирование, интервью. Цель данного этапа – информационный контроль над динамикой процесса профилактики, а также выявление детей « группы риска». Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое самовыражение детей, подростков, педагогов и родителей: - тренинги, практические семинары, - родительские собрания и конференции, - диспуты и дискуссии, - игровые занятия, - деловые и ролевые игры, - спортивные соревнования, - праздники здоровья, - выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни, плакатов, мини – книжек, открыток, - проведение конференций и круглых столов, посвященных проблеме здорового образа жизни, - создание социальных проектов, - создание лучшего рекламного ролика, сатирического журнала, - использование аудиовизуальных материалов и наглядных пособий, - индивидуальные консультации среди детей и подростков, педагогов и родителей. Активные методы психолого-педагогического воздействия, применяемые в работе по профилактике употребления ПАВ: Социально-психологический тренинг стал одним из самых эффективных способов превентивного обучения. Интенсивное личностное общение, которое разворачивается в рамках так называемого “группового процесса”, обеспечивает уникальные условия для развития мотивации межличностного общения и познавательной мотивации, коммуникативной компетентности и рефлексивных качеств участников тренинга. Эти задачи решаются благодаря атмосфере безопасности, которая обеспечивается созданием на первом этапе тренинга “правил группы”. В правила обязательно включаются такие пункты, как: безоценочные суждения, конфиденциальность личной информации, право не участвовать в каком-либо упражнении и т.д. Тренинг позволяет не только получить психологическую информацию, но и осознать проблемы и причины личностных трудностей, обучить новым адаптивным способам поведения, улучшить субъективное самочувствие учащихся и укрепить их психическое здоровье. Кооперативное обучение – это метод групповой работы, при котором участники объединяются в небольшие группы от 2 до 8 человек, взаимодействуют лицом к лицу, решая общую задачу, имея общие ресурсы, между ними существует позитивная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее и коллективно-распределенный способ деятельности. Совместная работа в группе позволяет формировать качества социальной и личностной компетентности учащихся. Игровое моделирование реальных ситуаций позволяет в процессе специально построенных игр активно решать поставленные задачи, формирует устойчивую мотивацию, связывает обучение с практикой, создает особую атмосферу – доверия, раскованности, свободы творчества. Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, имитации радиопередач и телевизионных шоу. Эти методы позволяют тренировать социально желательное поведение подростков, развивать уверенность, делать осмысленный выбор и импровизировать в значимых ситуациях. Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний по теме или отдельному вопросу без комментариев и оценочных суждений со стороны одноклассников и психолога. Все идеи фиксируются на доске или ватмане. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не будут озвучены все идеи или не кончится отведенное на него время. Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством педагога-психолога с целью решения групповых задач или воздействия на мнения и установки участников в процессе общения. Данный метод позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, ослабить скрытые конфликты, выработать общее решение, повысить заинтересованность учеников проблемой, удовлетворить потребность подростка в признании и уважении одноклассников. Энергизатор– короткое упражнение, восстанавливающее энергию класса и отдельных учеников, позволяющее привлечь и сохранить на занятии их внимание, включить всех в обучение, получить удовольствия от учебы. “Аквариум” – это активный метод обучения, предполагающий расположение учащихся в двух концентрических кругах, когда участники внутреннего круга работают в режиме группы кооперативного обучения, а внешнего – являются наблюдателями и аналитиками данного группового взаимодействия. Этот метод позволяет формировать рефлексивные качества и аналитические умения учащихся. Сказкотерапия – само название метода указывает на то, что его основой является использование сказочной формы. Перспективность использования этого метода в работе по предупреждению приобщения детей к ПАВ обусловлена следующим: форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, наиболее доступна для восприятия ребенка, и в то же время, воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, т.к. затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру. Таким образом, возможна практическая реализация работы по формированию внутриличностных “антинаркотических барьеров”, наличие которых и признается главным защитным фактором по отношению к возможной наркотизации. Арттерапия – метод, используемый в качестве средства психолого-педагогического воздействия искусством. Основная цель арттерапии – установление гармонических связей с окружающим миром и с самим собой через искусство. Терапия искусством укрепляет личность ребенка. Творя, дети обдумывают мир и ищут свой язык, связывающий их с “большим” миром и наиболее точно выражающий их внутренний мир. Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арттерапии, снижают агрессивность, повышают самооценку (“я не хуже других”) , адаптивные способности ребенка к повседневной жизни. Метод позволяет работать с чувствами: исследовать и выражать их на символическом уровне. Использование элементов арттерапии в профилактике способствует усилению защитных факторов по отношению к возможному вовлечению в наркотизацию. Психогимнастика– метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Термин “психогимнастика” рассматривается в узком значении, т.е. как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Психогимнастика может использоваться на профилактических занятиях для решения задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработка обратной связи. Активные методы проведения занятий способствуют приобретению навыков самоконтроля, саморегуляции, выбора и принятия решений, укреплению волевых качеств и психической устойчивости по отношению к неудачам, трудностям и преградам. Литература: 1.Хухлаева О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков[Текст]/ -М, 2003. 2. Ведишева М.,. Ранняя профилактика наркотизма: проблемы и подходы к их решению [Текст]/ М. Ведишева Л. Рыбакова М. Цейтлин //Воспитание школьников.-1997. -№4. - С. 50-54. 3. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методические материалы /сост. А.В.Сухих.-Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2008. -182 с. 4. Дементьева И.Г. Подростки и наркотики[Текст]/ И. Г.Дементьева. - М., 1997. -28 с. 5. Дилтс Р. Убеждения-путь к здоровью [Текст]/Р.Дилтс. - М., 2000. -22 с. 6. Долгова Т.Г. Молодежная субкультура и наркотики [Текст]: учеб, пособие / Т.Г. Долгова, Ю.И.Клейберг. -Тверь, 1997. -64 с. 7. Захарова А.А. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А.А.Захаров. -СПб., 1999. -22 с. 8. Кожина Е.В. Психологические особенности подростка [Текст] /Е.В.Кожина, Е.И. Яцута Личность в современном мире от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества: сборник. -Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2002. 9. Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей [Текст]/ Н.С. Лейтес. - М., 1991. -279 с. 10.Галичкина О.В.Система работы по профилактике наркомании[Текст]/.- Волгоград, 2006 . 11.Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании у подростков[Текст]/.-М, 2001. 12.Наркомания (Методические рекомендации по преодолению наркозависимости)[Текст]/ /Под ред. А. Н. Гаранского, 2000 г.
| |
Просмотров: 8392 | Комментарии: 4 | |
Всего комментариев: 0 | |