Методические рекомендации
«Работа педагога над методической темой»
Цель: систематическое повышение педагогами своей профессиональной компетентности для достижения профессионального результата.
Задачи:
1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства педагогов;
2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания обучающихся (совершенствование образовательного процесса);
3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической наук, новых педагогических технологий.
Порядок работы над методической темой, основные формы и направления деятельности.
I этап. Планово-аналитический.
Анализ:
- Профессиональных затруднений;
- состояния образовательного процесса;
- выявление на основе анализа противоречий, нуждающихся в устранении.
Планирование:
- постановка целей и задач методической темы,
- планирование этапов и содержания работы.
|
Итог:
- выявление проблемы, обоснование актуальности выбранной темы,
- план работы над методической темой (индивидуальная образовательная траектория педагога).
|
II этап. Теоретическое исследование проблемы.
Изучение теоретических вопросов и передового педагогического опыта по теме:
- работа с методической литературой,
- работа с Интернет- ресурсами,
- посещение конференций, семинаров, мастер- классов, дистанционное обучение и консультирование и т.д.
- посещение курсов повышения квалификации по модульной или накопительной системе по выбранной теме.
- и т.д.
|
Итог:
- Накопление теоретического материала лучших образцов передового и инновационного педагогического опыта.
- Материальные продукты опыта (доклады, рефераты, статьи по изучаемой теме)
- Представление промежуточных результатов работы на МО, педагогическом совете, педагогических чтениях.
|
III этап. Практическая работа по теме
- практическая отработка полученных теоретических знаний (проведение и посещение открытых занятий).
- разработка технологий, форм, методов, приемов, дидактических материалов, методических рекомендаций и.т.д.
|
Итог:
- Материальные продукты опыта (статьи из опыта работы , общеразвивающие программы, разработки уроков, дидактические материалы, интерактивные и мультимедийные пособия, электронные тесты, контрольно-измерительные материалы, видеоматериалы, учебно-методические пособия и т.д.)
- Субъектный результат для обучающегося (формирование новых компетенций, качество знаний, формирование различных личностных качеств, освоение различных способов деятельности и т.д.)
- Субъектный результат для педагога (приобретение новых профессиональных компетенций компетенций в ходе реализации индивидуальной образовательной траектории)
|
IV этап. Подведение итогов работы по теме.
- подведение итогов работы над темой,
- систематизация, обобщение,
- представление опыта.
|
Итог:
- Изучение и экспертная оценка опыта.
- Продвижение и распространение опыта
|
Основными формами работы над методической темой педагога являются:
- обучение на курсах повышения квалификации
- чтение конкретных педагогических периодических изданий
- чтение методической, педагогической и предметной литературы
- изучение информационно-коммуникационных технологий
- обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету педагогике, психологии, педагогических технологий
- общение и консультации в форумах, чатах в Интернете
- решение задач, упражнений, тестов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы
- посещение семинаров, тренингов, конференций, открытых уроков коллег
- изучение инновационных технологий и методик в процессе посещений мастер-классов
- подготовка сообщений, докладов, рефератов по изучаемой теме
- участие в дискуссиях, совещаниях, семинарах по обмену опытом с коллегами
- использование дистанционных форм обучения
- посещение предметных выставок и тематических экскурсий по предмету
Результатом работы над методической темой являются конкретные продукты:
- методические рекомендации
- методики внедрения эффективных методик, технологий
- создание эффективных систем контроля и мониторинга
- нормативно- организационное обеспечение проектов, программ и др.
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования
- оптимизация и модернизация форм, методов обучения на основе инновационных технологий
- разработка новых форм, методов и приемов обучения
- доклады, выступления, рефераты, статьи
- разработка дидактических материалов, тестов, интерактивных и мультимедийных наглядных пособий
- выработка методических рекомендаций по применению информационно- коммуникационных технологий
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, инновационным технологиям
- создание комплектов педагогических разработок
- разработка комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания
- разработка пакета тестового материала в электронном виде
- разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем
- комплект дидактического материала по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы)
- разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
- создание терминологического словаря по предметной теме, разделу
- создание сборника предметных кроссвордов
- разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
- разработка пакета олимпиадного материала для подготовки обучающегося
- разработка проекта
- база данных методик обучения
- пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение)
- проект личной методической WEB - страницы
- проект WEB – сайта педагогического коллектива ОУ
- проект WEB – сайта МО
- и др.
Составитель: методист МБОУ ДО ДЭБЦ Е.Ю.Парамонова |