Главная » Статьи » ДЭБЦ

Мастер-класс "Шесть шляп мышления"

Мастер-класс

«Шесть шляп мышления».

Е.Ю.Парамонова, методист

Метод  «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно был сформирован на основе теории CoRT (это базовый курс де Боно по обучению навыкам мышления, опубликованный им в 1970 году.

История метода

Эдвард де Боно  родился на Мальте. Он рос скромным мальчиком, не отличался крепким здоровьем и силой, и товарищи по играм обычно игнорировали его предложения. Эдвард очень расстраивался и хотел, чтобы все его идеи выслушивались, и дело никогда не доходило бы до споров и драки. Но когда мнений много, а спорящие находятся в разных весовых категориях, сложно найти такой способ обсуждения, при котором все предложения будут услышаны, а принятое решение всех удовлетворит. Эдвард де Боно занялся поиском такого универсального алгоритма. Когда он повзрослел, то придумал оригинальный метод, позволяющий повысить эффективность мыслительного процесса.

Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ.  И тогда Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности – шляпа кондуктора, полисмена и т. д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Естественно, никаких шляп в реальности иметь не нужно — человек лишь мысленно надевает головной убор того цвета, который лучше всего подходит на данной стадии решения задачи.

Содержание опыта.

На курсах повышения квалификации впервые  услышала о методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Начала  самостоятельное изучение данного опыта работы, а затем и его  использование на практике.  Убеждена в действенности этого метода: повышается активность  обучающихся  на занятии, познавательная деятельность, интерес к познанию, стремление к самостоятельности.

При самостоятельном решении определенных проблем  у ребенка закладываются основы ответственного отношения к принятию решения, собственной личности. Обычно, когда обучающиеся  пытаются думать над решением практической задачи, они сталкиваются с несколькими трудностями. Во-первых, обучающиеся часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет их дальнейшее поведение. Во-вторых, дети  испытывают неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. В-третьих, они пытаются одновременно удерживать в уме всю информацию, относящуюся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

Эту задачу (подход к личности каждого обучающиеся) помогает решить  методика Эдварда де Боно.

Ребята делятся на группы, выбирая лидера (командира).

Руководители групп и их состав  подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. В ходе работы поощряется совместное  обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

 Каждой группе дается шляпа определенного цвета.

Белая шляпа. Надевая белую шляпу, внимание учащихся ориентировано на получение информации. В этом режиме мышления  обучающихся интересуют только факты.

Красная шляпа.В режиме красной шляпы  обучающиеся высказывают  свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Черная шляпа. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она исключает  безрассудные и непродуманные действия, указывает на возможные риски и подводные камни.

Желтая шляпа. Желтая шляпа переключает  внимание обучающихся  на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа. Находясь под зеленой шляпой, обучающиеся  придумывают новые идеи, модифицируют  уже существующие, ищут  альтернативы.

Синяя шляпа. Управление процессом.  Эту шляпу примеряет педагог.

 Обладатель синей шляпы ставит проблему, на которую каждая группа должна посмотреть с разных точек зрения: критической, позитивной, креативной и т.д.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1)Подготовка к выполнению группового задания:

а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

б) инструктаж о последовательности работы;

в) раздача дидактического материала по группам (инструктивные карточки).

2) Групповая работа:

а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;

б) распределение заданий внутри группы;

в) индивидуальное выполнение задания;

г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

д) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

е) подведение итогов группового задания.

3) Заключительная часть:

а) сообщение о результатах работы;

б) анализ познавательной задачи, рефлексия;

в) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Последовательность ответов определяется исходя из решаемой задачи. Синяя шляпа следит за  процессом.

Использование шляп.

Надеть шляпу.  Группа использует  шляпу конкретного цвета в течение определенного времени.

Сменить шляпу. Группа не делится на группы. Ставится проблема. Предлагается группе снять одну шляпу и надеть другую, т.е. переключить мышление. Такой метод позволяет эффективно перестраивать ход мыслительного процесса. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

Опыт показал, что  такая деятельность включает взаимную работу обучающихся на уроке и взаимные действия. Обучающиеся должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т.е. выработать в себе качество саморефлексии. В процессе занятий постоянно поддерживается «ситуация успеха», и из мимолетного интереса вырастают и совершенствуются способности, о которых никто и не подозревал.

Данная методика может успешно применяется во внеурочной деятельности и  в дистанционном обучении.

Актуальность предлагаемой методики для обучающихся  заключается в том, что:

  • обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением;
  • цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять;
  • метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности;
  • шляпы является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая;
  • метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени;
  • этот метод предполагает личностный подход: проблема одна, но путей решения несколько, а каждый обучающийся понимает, что есть несколько  возможностей выбора: это учит  гибкости, осознанию того,  что любая проблема решаема.

 

Категория: ДЭБЦ | Добавил: Ло (22.11.2016)
Просмотров: 305 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории раздела
ДЭБЦ [7]
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 53
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0